Руководство Санкт-Петербургского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры 21 мая направило президенту России В. В. Путину официальное письмо за подписью председателя А. Д. Марголиса. Авторы выражают обеспокоенность ситуацией с археологическими памятниками на территории Охтинского мыса и просят их сохранить.

Копии обращения также направлены министру культуры РФ О. Б. Любимовой, губернатору Санкт-Петербурга А. Д. Беглову и председателю Центрального совета ВООПИиК А. Г. Демидову. Ниже приводим полный текст письма:

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Во время археологических раскопок 2006-2010 гг. на месте предполагавшегося строительства башни-небоскреба Газпрома на Охтинском мысу в Санкт-Петербурге был выявлен уникальный комплекс археологических памятников, имеющих общеевропейскую историко-культурную значимость. В его составе: объекты эпохи неолита, новгородское мысовое городище XIII в., шведские крепости Ландскрона XIII в. и Ниеншанц XVII в., а также сооружения Охтинской верфи XIX в.

Несмотря на заявления в органы охраны объектов культурного наследия, проблема сохранения этих памятников до сих пор не решена. Более того, КГИОП Санкт-Петербурга и Министерство культуры РФ фактически отказали в постановке их на государственную охрану. В 2017 г. Министерство культуры по чисто формальным причинам отклонило историко-культурную экспертизу объекта культурного наследия «Ниеншанц (Охта1) Шведская крепость 1611-1703 гг.: участки культурного слоя, грунтовый могильник (по адресу г. Санкт-Петербург, Красногвардейская пл. д.2), подготовленную по заказу Санкт-Петербургского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры группой аттестованных экспертов (Трояновский С.В., Штиглиц М.С., Петухова Н.М.), предлагавшую полное сохранение остатков исторических крепостей на месте их обнаружения, как недвижимых памятников фортификационной архитектуры.

Экспертизой было установлено, что выявленный объект культурного наследия представляет собой многослойный памятник общеевропейского значения и имеет ценность с точки зрения европейской истории, науки и археологии, является свидетельством эпох и цивилизаций, подлинным источником информации о зарождении и развитии культуры Северо-западного региона России, разносторонних контактов России со странами Северной Европы, военной и фортификационной истории средневекового и нового времени, развития древней поселенческой агломерации на территории современного Санкт-Петербурга.

В 2019 г., несмотря на многочисленные замечания и протесты научного сообщества и общественности Петербурга, Министерство культуры РФ утвердило экспертизу, подготовленную, по заказу владельца территории, в г. Казани А.Г.Сидтиковым. В ней упоминаются остатки крепостей, но обозначены они фрагментарно и трактуются не как объекты, которые нужно сохранять на месте обнаружения, а как участки культурного слоя, которые разрешается раскопать под снос перед началом нового строительства. Данная экспертиза крайне противоречива и не основывается на результатах археологических раскопок. Она искажает реальную ситуацию с расположением, масштабами и сохранностью недвижимых объектов культурного наследия – остатков исторических фортификационных сооружений: средневековое мысовое городище, Ландскрона, Ниеншанц и не предполагает их сохранения, как это предусмотренодействующим законодательством РФ и конвенцией ЮНЕСКО.

Границы памятников в данной экспертизе определены совершенно произвольно, никак не обосновываются в тексте экспертного заключения и не подтверждаются, либо противоречат привлеченным материалам. Под предлогом необходимости соблюдения научной корректности в анализе автором сознательно проигнорированы все не устраивающие его материалы. В результате появился чудовищный по своей фальсифицированности и противоречивости «документ», который ставит под сомнение профессиональную репутацию и беспристрастие не только подписавшего его А.Г.Ситдикова, но и одобривших его членов научного комитета по управлению археологическим наследием НК ИКОМОС РФ, который вместе с автором разделит ответственность за неминуемое уничтожение уникального комплекса памятников в ходе застройки Охтинского мыса, санкционированное благодаря этой неправомерной экспертизе.

Не вызывает сомнения, что всё это было сделано в интересах застройщика, инициировавшего закрытый конкурс по строительству офисного здания Газпромнефти на Охтинском мысу. Учитывая масштабы и плотность размещения выявленных здесь объектов, любое строительство приведет к их уничтожению, что наглядно демонстрируют проекты, обнародованные по итогам конкурса. Утверждение о том, что памятники будут сохранены, не соответствует действительности, так как их реальные масштабы на территории мыса оказались принципиально искажены в утвержденной охранной документации. Всех нас, как и 10 лет назад, снова пытаются ввести в заблуждение ложными утверждениями о якобы сохранении памятников на месте предполагаемого строительства.

Юридически ситуация с археологическими памятниками на территории Охтинского мыса определяется решениями судов РФ, вступившими в законную силу, федеральным законодательством РФ и международными обязательствами РФ. В то же время мы сталкиваемся с вопиющим нарушением законодательства Российской Федерации, когда государственные органы охраны культурного наследия на протяжении 10-ти лет отказываются поставить на охрану выявленные археологические объекты. Санкт-Петербургское отделение ВООПИиК поддерживает инициативу депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о судебном оспаривании неправомерной экспертизы и основанных на ней решений органов охраны ОКН.

Считаем, что археологические памятники Охтинского мыса, знаменующие собой важные этапы в истории Российского государства и Европы, должны быть полностью сохранены и музеефицированы. Необходимо предохранить эту уникальную историческую территорию, насыщенную памятниками, от застройки и сохранить реальные свидетельства российской и международной истории для будущих поколений.

Председатель Совета А. Д. Марголис

Источник.

СПб ВООПИиК обратился к президенту РФ с просьбой сохранить памятники Охтинского мыса