Дерево-земляная крепость Буртанге в Голландии

На Охтинском мысу обнаружен целый «слоеный пирог» из памятников разных эпох:
• Стоянки людей эпохи неолита – раннего метала (II –I тыс. до н.э.);
• Рвы новгородской крепости;
• Крепость Ландскрона (1300–1301 гг.);
• Крепость Ниеншанц двух периодов (1611–1703 гг.);
• Могильник XVI–XVII вв.

Эти памятники позволяют наглядно представить историю Петербурга «до Петербурга», увидеть, как велась борьба за эти земли, как строили, торговали, воевали наши предки и их северные соседи. Это своего рода машина времени, которая позволяет век за веком проследить историю петербургской земли.

Дерево-земляные крепости и их руины сохраняются во многих городах. Давно ушло то время, когда они приносились в жертву новому строительству. Такие крепости представляют собой прекрасный образец ландшафтной архитектуры, украшающей любой город.

Крепость Буртанге в Голландии – один из примеров такого рода. Еще в середине XX века крепость лежала в руинах, однако сейчас она восстановлена и привлекает туристов со всех уголков мира. Здесь создан музей под открытым небом, проводятся фестивали и костюмированные представления.

Далеко не во всех средневековых крепостях устроены музеи. Крепость Кастеллет в столице Дании Копенгагене открыта для туристов, но здания там до сих пор принадлежат министерству обороны. В Лилле в крепости находится заповедник редких животных и птиц, в японской крепости Горёкаку – парк.

Музеи под открытым небом, ландшафтные парки – средоточие культурной жизни города или района. Это тот центр, вокруг которого развивается инфрастуктура и туристический бизнес. В больших городах – это еще и дополнительные «легкие», позволяющие дышать загруженным транспортом районам.


В мировой практике есть множество примеров того, как изменялась концепция использования территории после обнаружения там археологических памятников. Так 1970-х гг. в Стокгольме при строительстве новых сооружений Риксдага (парламента страны) были выявлены остатки средневекового города. Строительство было остановлено, и сейчас на этом месте существует интереснейший музей Средневекового Стокгольма. В настоящее время в Стамбуле, по результатам раскопок на месте строительства тоннеля под Босфором, осуществляется крупномасштабный проект сохранения обнаруженного там византийского порта.

Как выяснилось в ходе археологических раскопок, крепость Ниеншанц на Охтинском мысу в Петербурге полностью сохранилась в своем плане. Ее дерево-земляные укрепления могут быть восстановлены. Помимо этого, на месте Ниеншанца одна под другой находятся остатки еще трех крепостей разного времени. И если крепости, подобные Ниеншанцу, известны, то западно-европейских дерево-земляных крепостей семисотлетней давности, каковой является Ландскрона (1300 год), не сохранилось нигде. Более того, найдены остатки деревянных сооружений той эпохи, даже центральная башня, описанная в старинных хрониках.

Мировой опыт показывает, что при правильной музеефикации, археологические объекты – сохраненные фрагменты подлинной жизни наших предков – вызывают большой интерес у жителей и туристов.

Музей мог бы рассказывать как об истории Приневских земель (IV тыс. до н.э. – XVII столетие), так и об археологии Санкт-Петербурга (XVII -XIX вв.), и о морской археологии Балтики. Он решит вопросы хранения, изучения и экспонирования объектов археологического наследия, полученных при раскопках в Петербурге и его окрестностях, он также может стать базой для проведения «учебных» раскопок для студентов исторических специальностей.

Это может быть музей нового интерактивного типа, где часть экспозиции основана на так называемом «действии и участии», и посетитель может не только «посмотреть», но и «потрогать»: поучаствовать в создании средневековых ремесленных изделий, деталей кораблей, приготовить еду по старинным рецептам. Именно такие музеи, позволяющие объединять развлекательный и образовательный процесс, становятся сейчас все более популярными.

Приневский регион очень перспективен в плане развития морской археологии. Несколько лет назад при исследовании форватеров Невы и Волхова ученые обнаружили остатки древних судов. Они могли бы пополнить экспозицию будущего музея.

Основатель российской морской археологии профессор Р. А. Орбели еще в 1930-е гг. писал, что воды России представляют собой настоящий кладезь древностей, изучение которых может раскрыть многие тайны истории.

Корабли, поднятые из морских глубин, после проведения работ по их консервации и реставрации, становятся украшением музеев мира. Таковы, например, суда викингов в Осло, судно времен Шекспира «Мэри Роуз» в Портсмуте и корабли XVII века – «Ваза» в Стокгольме и «Батавия» в Фримантле (Австралия).

В настоящее время музеи под открытым небом – распространенная форма сохранения национального культурного наследия. Современная тенденция для таких музеев – переход от показа отдельных построек к воссозданию целостных архитектурно-этнографических комплексов, своего рода «слепков» с эпохи.

Например, этнографический музей под открытым небом «Скансен» в центре Стокгольма привлекает в год до 1,3 млн. посетителей. Музей находится на острове и включает в себя также биологический музей, зоопарк и аквариум.


Создание большого музея принципиально нового типа может изменить всю стратегию развития района Охты. Появление туристической зоны, сформированной вокруг музея (в промзоне за Комаровским мостом, и далее вдоль реки Охты) может превратить этот район в новый туристический и культурный центр города. Развитие туристической инфраструктуры – гостиниц, магазинов, клубов, детских развлекательных заведений – сделает этот район интересным для бизнеса, привлечет сюда новые инвестиции.

Сегодня памятники Охтинского мыса нуждаются в срочной консервации, в нынешнем состоянии им угрожает любая перемена погодных условий.

Пока будут решаться организационные вопросы, на территории Охтинского мыса может быть разбит сквер, с установкой информационных стендов, рассказывающих об истории этого места.

Неожиданное обнаружение древнерусской крепости времен Александра Невского, Ландскроны и Ниеншанца – такое же событие в истории Петербурга, как в личной истории человека обнаружение альбома с фотографиями своих предков. Если Петербург «освободит» мыс Охты от древних крепостей в угоду какому-нибудь новоделу – он будет подобен человеку, выкидывающему альбом с фотографиями своих прадедушек и прабабушек ради освобождения места на полке под очередной модный журнал.

Александр Власов, историк

См. также «Памятники Охты» и «Почему мы за археологический музей?».


Один из вариантов концепции проекта историко-археологического музея в устье Охты разработан архитектором Еленой Мельниковой. См. описание проекта