Под таким заголовком вышел обзор Всемирного наследия World Heritage Watch за 2024 год. В рубрике «Исторические города и Городские ансамбли» размещена статья о наших проблемах (стр. 70-73). Предлагаем перевод статьи.

Санкт-Петербург: разрушение археологических памятников на Охтинском мысу началось.

Об археологических памятниках Охтинского мыса – неолитической стоянке, укреплениях раннего средневековья, трех крепостях позднего средневековья, чудом уцелевших на месте слияния рек Нева и Охта, и о том, что компания «Газпром-нефть» при поддержке городских властей и Министерства культуры Российской Федерации желает уничтожить их, чтобы построить офисный центр, смотрите в предыдущем выпуске World Heritage Watch Reports.

В апреле 2024 уничтожение археологических памятников Охтинского мыса началось. На территории в большом количестве появилась строительная техника, копают экскаваторы, забивают сваи, завозят оборудование. Участки, признанные Газпромом и Министерством культуры ОКН (объектом культурного наследия) (10-15 % территории мыса), огородили красной сеткой. Эти события вызвали новую волну обращений градозащитников к Владимиру Путину. Они напомнили, что власти Санкт-Петербурга, Газпром и Министерство культуры саботировали поручение Президента, данное в 2021 году, рассмотреть вопрос о создании археологического музея-заповедника, и предложили национализировать Охтинский мыс. Активисты вновь проинформировали главу Следственного комитета Российской Федерации Александра Бастрыкина о том, что законодательство РФ об объектах культурного наследия нарушается прямо сейчас. Ранее Следственный комитет инициировал проверку происходящего и отказался возбуждать уголовное дело, сейчас ведется дополнительная проверка.

15 лет назад горожане протестовали против планов строительства небоскреба на Охтинском мысу, выходя на массовые митинги и демонстрации, что в итоге привело к отказу от этой идеи. Сейчас такие акции невозможны: губернатор Александр Беглов в очередной раз запретил массовые мероприятия до конца 2024 года, ссылаясь на «коронавирусные ограничения». Это означает, что любые уличные проявления несогласия с решениями городских и федеральных властей, даже одиночные пикеты, запрещены. Ответственность за нарушение – вплоть до уголовной, в то время как «нейтральные» или организованные властями массовые акции проходят беспрепятственно.

Уже несколько лет каждую субботу в час дня активисты группы «Спасем Охтинский мыс» собираются на Охтинском мысу, обсуждая новости и планы. За ними следят люди в штатском.

«Чтобы Газпрому было хорошо»

Несмотря на рекордные убытки в 2023, Газпром не оставляет своих планов.
Башня «Лахта Центр», построенная еще в 2018 году, все еще не введена в эксплуатацию, но «Газпром» по-прежнему намерен строить рядом с ней деловой район и еще два небоскреба.

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов признает: «Если для всех „Газпром“ — это манна небесная, то для города это большая расходная часть».

Мосты и магистрали, которые должны соединить Лахта Центр с городом, строятся за счет бюджета Санкт-Петербурга. «В целом на сегодняшний день и будущие годы город потратит на развитие этой инфраструктуры, и чтобы „Газпрому“ было хорошо, около 200 млрд рублей» – еще одно заявление губернатора. В другом месте мэр заявляет, что городу придется потратить более 200 миллиардов чтобы создать всю необходимую для функционирования бизнес-центра инфраструктуру.

В конце 2023 года был утвержден очередной генеральный план Санкт-Петербурга, согласно которому весь Охтинский мыс отнесен к общественно-деловой зоне «Д». Предложения горожан изменить зону на «Р» (рекреационную) остались неучтенными.

«Память о месте» вместо памятников

В 2023 году открылась выставка «Археология Петербурга. Начало», и начались подготовка к созданию постоянного Музея археологии. Было решено разместить его в Меншиковом бастионе Петропавловской крепости, являющейся частью Музея истории Санкт-Петербурга. Несколько лет назад внутри бастиона был найден фрагмент дерево-земляного вала – часть самой первой крепости, возведенной Петром Первым в 1703 году. Затем крепость перестроили в камне, при этом первоначальные крепостные стены были погребены под слоем насыпанной земли. Концепция будущего музея предполагает создание «макета» части дерево-земляной крепости (то есть снос и воссоздание заново этой части), а также размещение экспозиции с археологическими находками, в том числе с Охтинского мыса, в оставшихся частях бастиона.

На Охтинском мысе «Газпром нефть» обещает «сохранить память о месте», что, как отмечают юристы, является подменой понятий: согласно российскому законодательству, недвижимый объект культурного наследия должен быть сохранен в полном объеме на месте. Граждане написали письма руководству «Газпром-нефти» с вопросами о том, как намерены сохранять эти объекты, и получили ответы: «вся информация размещена на общедоступных ресурсах и доступна заинтересованным лицам». Единственным подходящим ресурсом является сайт Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП), где можно Акт по результатам государственной историко-культурной экспертизы документации, обосновывающей меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия федерального значения «Ниеншанц Шведская крепость 1611-1703 гг., участки культурного слоя неолита и раннего металла V-II тыс. до н.э. и грунтового могильника XVI-XVII вв.».

Однако информация о конкретных объектах, в том числе о тех, которые власти и застройщик признают объектами культурного наследия, закрыта черными квадратами. В частности, скрыт даже «Исторический маршрут по территории объекта капитального строительства». Сам КГИОП анонсировал это как «общественное обсуждение акта культурно-исторической экспертизы проекта благоустройства территории будущего многофункционального здания».

Последствия всех этих планов очевидны: аутентичная часть самых первых сооружений Санкт-Петербурга и памятники Охтинского мыса будут уничтожены, вместо них останется только помещение площадью 15 тысяч квадратных метров – 10–15 % от всего археологического комплекса в качестве «подземного музея» внутри здания бизнес-центра.

Формальным застройщиком Охтинского мыса сейчас является ООО «ЦИСК», его учредитель – некая компания «АО Лидер», которая была зарегистрирована в 2022 году, и у нее есть только один акционер, он же директор, – частное лицо. ЦИСК и «Газпром нефть. Восточно-Европейские Проекты» имеют общего Генерального директора – Елену Илюхину. Автор архитектурной концепции бизнес-центра – японское бюро Никкен Секкей – не фигурирует в документации проекта, заказчиком и разработчиком архитектурных решений указаны российские «ООО МЕТРОПОЛИС» и «ООО ТПО Прайд».

Возможно, это способы обойти санкции, но все это также может служить признаком того, что в случае возникновения непреодолимых проблем (из-за санкций, нехватки денег или прочего) «Газпром» попытается избавиться от этой территории. А поскольку никто не купит её вместе с памятниками, их придется уничтожить.

Кто определяет ценность?

Исторический центр города также находится под угрозой. В 2009 году в Санкт–Петербурге был принят закон № 820-7, который запрещал снос любых зданий, построенных до 1917 года, в центре города, а также за его пределами – домов, построенных до 1957 года, и деревянных одно- и двухэтажных домов. Это позволило остановить волну сносов, которым подвергался исторический центр в эти годы. Однако застройщики начали находить способы обойти закон. Самым популярным способом была фальсификация документов – изменение года постройки.

В конце 2023 года КГИОП предложил поправки к закону, которые делят все здания на «средовые» и «ценные средовые», чей снос по-прежнему запрещен, и на «несредовые», около 300 зданий, которые могут быть снесены и перестроены. Этот список включает, например, здания, построенные после 1917 года в стиле конструктивизма или сталинского неоклассицизма, не признанные объектами культурного наследия и, следовательно, не охраняемые региональным или федеральным законодательством, но в то же время прекрасно вписывающиеся в городскую среду. В список «не являющихся памятниками» также попали многие служебные здания и дворовые постройки, хотя они – часть исторической среды Санкт-Петербурга. В законе не указано, кто именно и по каким критериям определяет принадлежность домов к группе «средовых».

Санкт-Петербург является многокомпонентным объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, его историческая среда (т.е. здания, построенные до 1917 года) комплексно охраняется. Поэтому группы по сохранению культурного наследия полагают, что пересмотр безусловной ценности исторической среды с заменой объективного хронологического критерия субъективным критерием «ценности» может привести к уплотнению и фундаментальным изменениям внешнего вида внутриквартальной застройки в центре Санкт-Петербурга.

Копать или не копать?

В феврале 2024 года Правительство России утвердило новые, пока временные, правила проведения археологических изысканий и историко-культурной экспертизы. Теперь, если глубина работ не превышает полуметра или если глубина работ не превышает мощности «техногенных грунтов», или «в пределах существующих фундаментов зданий, строений и сооружений», археологические изыскания не требуются, а решение о необходимости проведения экспертизы принимают владельцы земельных участков и застройщики. Специалистам хорошо известно, что многие археологические памятники находятся на глубине менее полуметра от поверхности земли.

В Санкт-Петербурге археологические изыскания уже давно регулируются региональными нормами, в которых указано, где они обязаны проводиться. И прямо сейчас юристы, археологи и девелоперы пытаются разобраться, какой закон следует применять – городской или федеральный. Авторы поправок оправдывают изменения тем, что это позволит находящейся под сильным санкционным давлением экономике Российской Федерации дополнительные возможности по оптимизации инвестиций.

Выводы

Памятники Охтинского мыса разрушаются прямо сейчас на наших глазах, и у гражданского общества практически нет средств остановить этот процесс. И на этом фоне власти совместно с бизнесом придумывают новые формы «законного» сокращения числа охраняемых объектов и строительства новых зданий, вторгающихся в панорамы города. Санкт-Петербург созрел для почетного статуса «Всемирное наследие под угрозой».

Отчет World Heritage Watch можно прочитать по ссылке.

Разрушение археологических памятников на Охтинском мысу началось