Перевод статьи, опубликованной 10 октября 2020 в шведском интернет-издании Svenska Yle.
Автор – Андерс Морд, перевод – Юлия Куршева
Российские власти дали государственной компании «Газпром» зеленый свет на масштабное строительство на спорном участке в Санкт-Петербурге. Проект грозит уничтожить следы шведской крепости XVII века.
Группа местных краеведов бьет тревогу и хочет остановить этот проект.
– Это не столько борьба с коммерческими интересами «Газпрома», сколько борьба с незаинтересованностью Министерства культуры сохранить это уникальное наследие, – говорит Александр Кононов, вице-президент Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
– Если мы разрешим строительство, то навсегда потеряем этот памятник, – говорит Михаил Мильчик, директор ассоциации экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы. Этот участок – единственное место в городе, которое может рассказать об эпохе до Петербурга.
Спорный участок расположен недалеко от центра Санкт-Петербурга, напротив Смольного особора, в месте впадения реки Охты в Неву.
На этом же мысе здесь в XVII веке находились шведская крепость Ниеншанц и город Ниен.
Охта связана со странами Северной Европы
– Речь идет не об отдельных фрагментах, а о трех крепостях, которые в разное время находились на мысу, – объясняет Петр Сорокин, ведущий археолог отдела славяно-финской археологии Академии наук в Санкт-Петербурге.
Сорокин руководил археологическими раскопками на этом участке более десяти лет назад. Тогда «Газпром» планировал построить здесь небоскреб высотой 400 метров.
После масштабных протестов компания была вынуждена передумать. Сейчас небоскреб строится на берегу Финского залива к северо-западу от города.
– Участок у Охты – это история культуры всего мира, – подчеркивает Сорокин. Здесь у нас есть уникальная возможность изучать не только историю России, но и развитие всей северо-западной Европы.
Сейчас «Газпром» планирует построить на территории крупный торговый центр с офисными помещениями, а также небольшой парк.
Противники этого проекта требуют, чтобы государство построило в этом районе современный Всероссийский археологический музей.
Местные организации по охране памятников истории и культуры обжаловали право на строительство.
До сих пор Министерство культуры России считает, что нет необходимости защищать этот участок. Того же мнения придерживается и Верховный суд.
В сегодняшней России доминирует историография, официально утверждающая, что Петербург был построен на пустынной земле, не имеющей своей истории до начала строительства города.
Три уникальных крепости
Во время археологических раскопок, которые проводили десять лет назад, были обнаружены остатки поселения времен каменного века: рыболовные снасти, каменное оружие, керамика и украшения из янтаря.
– В этом районе находки эпохи неолита удалось обнаружить только здесь, – подчеркивает Сорокин.
Археологи так же нашли остатки трех разных средневековых крепостей.
Ниеншанц имеется в двух вариантах: шестиугольная крепость начала XVII века и более поздний вариант с пятью бастионами.
Крепость Ландскрона, основанная в 1300 году, описывается в летописях как простое укрепление.
Но раскопки дали иную картину.
– Мы нашли форт прямоугольной формы и рвы, – говорит Сорокин.
Ландскрона была мощным проектом, реализация которого требовала большого количества рабочей силы. По площади крепость занимала около 12 000 квадратных метров.
– Для того времени это было огромное сооружение, даже больше, чем первый вариант замка в Выборге, построенного в 1293 году, – поясняет Сорокин.
Кроме того, был найден ров крепости, существовавшей до Ландскроны, и один форт, который не упоминается в письменных источниках.
– Не исключено, что он принадлежал новгородцам, которые в то время контролировали движение судов по Неве, – поясняет Сорокин.
Ключ к Неве
Ландскрона была первой попыткой Швеции не пустить русских к Балтийскому морю. Крепость удалось удержать только год, пока она не была разрушена русскими войсками.
В 1611 году, когда была построена крепость Ниеншанц, предпринята новая попытка взять под контроль торговлю. Со временем за стенами форта также вырос торговый город Ниен.
Ниен был одним из крупнейших городов восточной части Шведского королевства. В конце XVII века в нем проживало 2 000 жителей. Торговля там так и не стала развиваться, поскольку город не получал достаточной военной поддержки, которая была необходима из-за его отдаленного расположения.
В апреле 1703 года крепость капитулировала перед русским войском Петра Великого. Укрепление было разрушено, а камни перенесены ближе к устью реки, где царь основал свой город – Санкт-Петербург.