На Охтинском мысу опять началось движение техники, а горожане пишут очередное обращение к Президенту.

На запрос от жителей Петербурга по поводу начавшейся стройки КГИОП ответил:

«По информации, представленной в КГИОП ООО”ЦИСК” (ранее — ООО “Газпром Лахта”), на территории Охтинского мыса в соответствии с полученным разрешением на строительство начато выполнение комплекса работ по подготовке к строительно-монтажным работам, а также работы по выполнению опытных участков свайного основания и противофильтрационной завесы. Все работы выполняются вне границ объекта археологического наследия».

Но научная общественность прекрасно знает, что охраняемые зоны будто вырезаны под контуры строящихся зданий, и те участки, куда сейчас загоняют сваи — это конструкции древних крепостей.

Краткая история борьбы за Охтинский мыс такова:

Разведочные работы археологом П.Е. Сорокиным на Охтинском мысу проводились с 1992 г. Территория была поставлена в 2001 г. на охрану как выявленный объект культурного наследия (ОКН). Но документация была составлена только на культурный слой и могильник, так как наличие крепостей тогда не было зафиксировано.

На Охтинском мысе в это время работал Петрозавод — наследник Охтинский верфей. Почти всю территорию занимали постройки завода.  Исследовать мыс широкой площадью в то время было невозможно.  Затем владельцем стала девелоперская компания «Охта Групп», которая открыла в одном из зданий бывшего Петрозавода музей допетровской истории Петербурга «700 лет: Ландскрона, Невское устье, Ниеншанц» с находками первых раскопок. Его концепцию разработал Петр Сорокин.

Вскоре после этого «Газпром» стал собственником территории Мыса и приступил  к сносу заводских корпусов, так как  целью компании  было возведение  здесь 400-метрового небоскреба. Строительство на месте ОКН требует археологических исследований. В 2006 г. начались археологические работы, которые вскоре выявили остатки крепости Ниеншанц XVII века.  Части фортификаций сохранились благодаря тому, что постройки ХIХ в. строились на подсыпке, а заводские корпуса ХХ в. –  на сваях.  В 2008 г. обнаружили рвы другой крепости — Ландскрона, существовавшей с 1300-го по 1301 гг., а следом — и более раннего древнерусского городища новгородского периода. Под ними были слои поселений эпохи каменного века — неолита. Все вышеперечисленное — уникальные археологические памятники.

Для того, чтобы можно было осуществить строительство в таком месте, археолог должен отчитаться, что ничего значимого на месте раскопок нет. В августе 2009 г. Петр Сорокин отказался подписывать документы о том, что территория полностью обследована и ничего, требующего сохранения, не выявлено. С Сорокиным «Газпром» попрощался. Нашли другого археолога, более сговорчивого, а заявление Санкт-Петербургской археологической экспедиции по итогам раскопок 2006-2009 гг. о выявлении новых недвижимых памятников на всей территории мыса — просто проигнорировали.

Несмотря на то, что 9 декабря 2010 г.  губернатор СПб Валентина Матвиенко заявила журналистам, что небоскреб на Охте строить не будут, судьба историко-археологических памятников Охтинского мыса вновь оказалась под вопросом, поскольку «Газпром» по-прежнему планировал использовать эту территорию в коммерческих целях.

Началась «война экспертиз». Их было несколько.  Те, что были выполнены «в пользу» сохранения Охтинского мыса, игнорировались, в то время как экспертиза, подготовленная в 2018 г. в Казани (!) археологом А. Ситдиковым по заказу владельца территории, сразу же была утверждена  Министерством культуры. Там упоминаются все памятники, но они трактуются не как объекты, которые надо сохранять целиком, а как урезанные участки культурного слоя, будто специально вписанные в проект намеченной «Газпромом» застройки. Согласно этой экспертизе, все можно исследовать археологическими методами и после этого — застроить территорию.

Вопрос о создании историко-археологического музея-заповедника на Охтинском мысе был поднят на ежегодной встрече Президента с членами Совета по правам человека в декабре 2020 г. 28 января 2021 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин утвердил перечень поручений по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека. Президент РФ поручил Губернатору Санкт-Петербурга А.Д. Беглову, а также главе ПАО «Газпром» А.Б. Миллеру и министру культуры О.Б. Любимовой рассмотреть вопрос о создании музея-заповедника на Охтинском мысу.

В 2021 г. Министерством культуры дважды в режиме онлайн было созвано совещание по вопросу сохранения Охтинского мыса. Состав совещания был сформирован Минкультом. Председательствовала на совещаниях тогдашняя заместитель министра культуры А.Ю. Манилова. Оба совещания прошли в формально-бюрократическом ключе. Из протоколов по итогам совещаний следует, что большинство участников согласны с возможностью застройки, а возражает только автор раскопок — археолог П.Е. Сорокин, представляющий ИИМК РАН. В реальности в отчете Министерства культуры по данному вопросу содержатся недостоверные сведения о позиции большинства участников «рабочей группы». Как следует из записок специалистов, подготовленных по запросу Министерства культуры, проект со строительством бизнес-центра, как минимум, не получил поддержки: ответы были нейтральными, осторожными.

В результате таких действий Министерства культуры было дано разрешение на строительство. Строительные работы с использованием тяжелой техники на Охтинском мысу уже идут!

На наших глазах гибнет уникальный многослойный памятник, который является не только ценным научным источником, но и настоящим сокровищем мирового культурного наследия!..

А ведь не далее, как в конце февраля В.В. Путин выступил с посланием Федеральному собранию, где, в частности, подчеркнул необычайное значение культурного  наследия:

«Старинные здания, усадьбы, храмы — это зримое воплощение нашей национальной идентичности, неразрывной связи поколений. Прошу Правительство, парламентариев, профильные комиссии Госсовета с участием общественности, конечно, проанализировать нормативную базу в сфере охраны и использования объектов культурного наследия. Надо устранить явно избыточные, противоречивые требования, из-за которых порой памятник разрушается на глазах, а формально, по закону оперативно принять меры по его спасению невозможно».

Это же как раз про историю разрушения памятников Охтинского мыса написано! Именно эту ситуацию и видят жители Охты, глядя в окно, да и все петербуржцы, приезжая на место, которое может считаться исторической летописью Приневья,  и где сегодня орудуют равнодушные и к «нашей национальной идентичности», и к «неразрывной связи поколений» т.н. девелоперы…

Далее в путинском послании: «Предлагаю сформировать долгосрочную программу сохранения объектов культурного наследия России. … к 2030 году по всей стране надо привести в порядок не менее тысячи объектов культурного наследия, дать им вторую жизнь, чтобы они служили людям и украшали наши города и села. Обязательно продолжим фундаментальные проекты в сфере культуры, сохраним их финансирование».

Не согласиться с этим нельзя — любовь к Родине такой нежный цветок, который вырастает причудливо, и никакими громкими словами делу тут не поможешь. Не помогут и бизнес-центры Родину любить. Да и не только Родину, а кого и чего угодно. Впору цитировать песню про картинку в букваре, стук вагонных колес и окошки, горящие вдали. Это милые сердцу знаки, через которые человек как-то себя определяет, находит в жизненном пространстве. И если говорить о воспитании любви к Родине, то дается эта любовь через человеческое тепло и родные сердцу камни. И в целом со страной так, и с обществом. Почему-то в одном месте каждый кирпичик берегут там, где он лежал, а в другом — уже плиткой все замостили. Чисто и пусто. И любви нет.

А главный секрет заключается в том, что для сохранения памятников Охтинского мыса ничего нового не требуется. Есть закон уже много лет:

В ст. 3 Федерального закона №73-ФЗ говорится о том, что «к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации <…> относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) <…> частично или полностью скрытые в земле или под водой <…> в том числе городища, <…> остатки древних укреплений».

Таким образом, остатки фортификаций, существование которых подтверждено археологическими раскопками (а это зафиксировано на Охтинском мысу полевыми отчетами П.Е. Сорокина) должны без всяких обсуждений быть приняты на охрану как объекты культурного наследия!

Однако Федеральный закон был «поправлен» единственной из многих экспертизой, недобросовестность которой была установлена в Куйбышевском суде СПб в рамках дела № 2а-1089\21 «о признании незаконным бездействия КГИОП СПб в части неорганизации проведения работ по выявлению и государственному учету объекта».

И какой можно сделать из этого вывод? Равны ли мы все перед законом?

Остатки древних укреплений, в том числе городища, частично или полностью скрытые в земле, должны по закону охраняться безоговорочно! И вся эта борьба, которая тянется 15 лет, происходит только потому, что кто-то — и мы отлично знаем, кто именно! — «равнее» жителей Петербурга и всей страны. И для него по необходимости контуры памятников будут удачно совпадать с пространством между фундаментами, а фортификации растворятся в почве без остатка. То есть безвозвратно погибнут…

Мы неоднократно обращались к Президенту РФ с письмами по проблеме сохранения памятников Охтинского мыса, подписанными как простыми горожанами, так и специалистами.

Наши обращения поддерживали сотни и тысячи людей.

Достаточно вспомнить, что в феврале-марте 2021 г., в период пандемии, когда это было трудно, мы собрали почти 6 000 живых подписей.

Письмо В.В. Путину было направлено через полпредство Президента в СПб, но в Москву оно так и не ушло. На это письмо мгновенно был дан формальный ответ (явившийся по сути отпиской) из аппарата вице-губернатора Санкт-Петербурга Н.В. Линченко.

Более 13 000 подписей собрано под электронной петицией Губернатору А.Д. Беглову на Change.org. Но губернатору — все равно. Он, судя по всему, даже за чистотой в городе устал следить, дорожное полотно везде разбито, а тут мы со своим мысом!..

Из Санкт-Петербургского союза ученых в 2022 г. было направлено письмо в защиту памятников Охтинского мыса, которое подписали 158 ученых-археологов, историков России. Большинство подписавшихся имеют ученые степени и занимают ведущее положение в своих учреждениях. И что? А ничего. Есть у Министерства культуры один признанный эксперт из Казани.

Этот список обращений можно продолжать и продолжать: обращались коллективы научных учреждений, участники конференций и форумов, инициативные группы… Еще одно обращение к Президенту готовится сейчас.

Неужели строительные амбиции «Газпрома» перевешивают мнение простых граждан, позицию научной общественности?

А ведь 26.03.24 г. на расширенном заседании коллегии Генеральной прокуратуры Президент сказал:

«…то, что в нашей стране является самым важным и ценится очень высоко, — это справедливость. От того, насколько эффективно мы будем обеспечивать эту социальную справедливость, зависит внутриполитическое состояние российского общества — это сохранение нашего государства и обеспечение достижения тех целей, которые мы перед собой ставим по всем важнейшим направлениям».

Обеспечьте, пожалуйста, справедливость в соответствии с имеющимся 73-м Федеральным законом! Сохраните остатки древних укреплений, скрытые в земле от тех, кто всех «равнее».

Тамара Жеглова

Источник – Город-812

Кто перед законом всех равнее? Охтинский мыс гибнет!