Во время ремонта трамвайных путей на Среднеохтинском проспекте в Красногвардейском районе обнаружили фрагменты фундаментов зданий XVII века. Об этом сообщили в пресс-службе Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга.
В пресс-службе сказали, что фрагменты относятся к объекту археологического наследия «Центральная часть города Ниена (Охта 2)».
Ремонт на участке от Красногвардейской площади до Конторской улицы приостановили. Движение машин на участке прекратят примерно на 10 дней.
Сейчас археологи фиксируют культурный слой и готовят отчет в Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры.
Комментарий археолога Петра Егоровича Сорокина
Интервью П. Е. Сорокина газете «Санкт-Петербургские ведомости»
— Там дальше, к центру нынешней Красногвардейской площади, в XVII веке стояла шведская лютеранская церковь. А мы краешком попали на бывший церковный двор, где был погост, и нашли захоронения жителей того времени. С найденными останками еще предстоит поработать антропологам, — поясняет руководитель Санкт-Петербургской археологической экспедиции НИИ культурного и природного наследия кандидат исторических наук Петр Сорокин.
Раскопки здесь ведутся уже несколько недель. Находки, с одной стороны, удивительные, а с другой — вполне ожидаемые. На Охте археологи непременно натыкаются на следы существовавшего здесь в XVII веке шведского торгового города Ниена, который нередко считают историческим предшественником Петербурга на невских берегах.
Город был известен и в Европе, и на Руси, где его звали Канцы. Русские купцы привозили сюда товары из Новгорода, Ладоги, Тихвина, Олонца…
Первые археологические исследования проводились здесь еще в 1990-х годах, после чего в 2001 году объекты археологического наследия «Крепость Ниеншанц» и «Центр города Ниена» были взяты под охрану. С тех пор любые земляные работы на этой территории предваряются или сопровождаются археологическими исследованиями. Так происходит и на сей раз, когда началась реконструкция трамвайных путей.
Представители Санкт-Петербургской археологической экспедиции начали наблюдение, как только ремонтники стали вскрывать дорожное полотно. После того как те сняли рельсы и выбрали подсыпку под трамвайные пути, археологи тут же взялись за дело. Ведь практически сразу под ней, на глубине 50 сантиметров, обнаружился культурный слой XVII века, местами поврежденный сооружениями XIX столетия.
— На всей исследуемой территории нам удалось отследить городскую планировку Ниена: она была ориентирована под углом 45 градусов по отношению к нынешней. То есть улицы Ниена шли вдоль реки Охты, а нынешние, с петровских времен, — вдоль Невы, — поясняет Сорокин. — И теперь уже понятно, что значительная часть бывшей городской территории Ниена выходит за пределы существующей ныне охранной зоны.
На взгляд, наверное, любого прохожего раскоп выглядит не очень интересно: земля как земля. Где-то светлее, где-то темнее. Однако археологи «читают» это пространство как открытую книгу.
— Вот смотрите — более темный слой ровненько проходит под углом: это, по всей видимости, придорожная канава, когда-то ограждавшая городской погост, — показывает Петр Сорокин. — А здесь хорошо видны следы пожара. Как известно, Ниен был деревянным и горел как минимум трижды, причем тотально. Последний раз — в 1702 году, когда шведы перед приходом сюда русских войск сами сожгли город. Пробы сгоревшего дерева мы взяли на радиоуглеродный анализ, чтобы попытаться получить точную дату пожара.
Вообще же счет находок идет на сотни, подавляющая их часть относится к шведским временам XVII века. Фрагменты кирпичей и кровельной черепицы, печных изразцов, посуды, курительных трубок с голландскими клеймами, монеты… Даже есть обломок зубной щетки, нож с деревянной рукоятью и осколок стеклянного браслета.
— Раскопки — только верхняя часть айсберга. Затем предстоят длительная сортировка и описание находок, подготовка отчета с чертежами и фотофиксациями. Чтобы изучить артефакты, потребуется не один месяц. Пока выводы делать рано, но можно точно сказать: наши представления о Ниене расширяются. Что же касается коллекции находок, то она впоследствии будет передана в государственный музейный фонд, — отмечает Сорокин.
Почти век над этими артефактами грохотали трамваи: пути проложили здесь в 20-х годах ХХ века. Кстати, следы первой трамвайной линии тоже сохранились — в виде фрагментов металлических опор. Подобные конструкции до сих пор можно увидеть на проспекте Обуховской Обороны — там трамвай проложили в те же годы…
Как реагируют на раскопки местные жители? Одни интересуются, другие ворчат, что все перерыто и дорогу не перейти. А третьи… сочиняют небылицы.
— Мы работаем в людном месте, у всех на виду, — говорит ученый. — Недаром в Интернете уже появилась масса совершенно бредовых интерпретаций того, что мы здесь делаем… Стараемся не обращать на это внимание.
На проведение полномасштабных раскопок у археологов сейчас нет, увы, ни времени, ни средств, а ремонтники торопят. Тем не менее археологам удалось добиться, чтобы проект реконструкции дорожного полотна был изменен: заглубление под трамвайные пути будет таким же, как и прежде. Что это дает? Культурный слой города Ниена останется практически в нетронутом виде под новой бетонной подушкой и песчаной подсыпкой. И все то, что археологи не успели исследовать сегодня, они изучат в следующий раз, когда строители будут опять перекладывать трамвайные рельсы.