Борис Вишневский:

Сегодня после полугодового (!) ожидания, наконец, прошло заседание рабочей группы по сохранению памятников Охтинского мыса.
С нашей стороны были Петр Сорокин, Павел Шапчиц, Александр Кононов, Олег Иоаннисян, Юлия Минутина и я. Вел глава КГИОП Сергей Макаров. Были Ольга Милица и Жанна Трушина из КГИОП и гендиректор ОДЦ «Охта» Александр Бобков, а также Наталья Соловьева (ИИМК).

Проблема: несмотря на решение совещания на Охтинском мысу в 2010 году (в нем участвовал, в том числе, Александр Сокуров) — о необходимости сохранения (консервации) обнаруженных экспедицией Петра Сорокина археологических памятников, они до сих пор стоят под открытым небом. КГИОП отказывается включать их в реестр выявленных объектов и брать под охрану. Под охраной — только Карлов бастион. А для «Газпрома» (его «внучка» — ОДЦ «Охта») важно, чтобы там было зафиксировано как можно меньше памятников — тогда проще застроить территорию. Петербургское отделение ВООПИиК направляет в Минкульт уже третий вариант экспертизы, обосновывающей наличие памятников. Две первые вернули с замечаниями. И неизвестно, как поступят с третьей.

Что решили:

Первое. КГИОП должен в течение двух недель решить, возможно ли выявление объектов археологического наследия по ст. 45.1 73-ФЗ на основании научной документации, созданной до 2013 года (время включения статьи 45.1 в закон), и на основании открытых листов и исследований, проведенных до 2013 года, и если да, то подготовить перечень документов, которые должны представить археологи, чтобы памятники получили статус выявленных. Мы считаем, что такое выявление возможно и необходимо, и ждём от КГИОПа исчерпывающего перечня документов.

Второе. Я направляю вице-губернатору Мовчану обращение с просьбой о выделении на одном из городских кладбищ участка (20-30 кв. метров) для захоронения останков, найденных на Охтинском мысу (более 500 человек: русские, немцы, финны, шведы). И для установки там памятного знака или мемориала. Сейчас остатки хранятся у ОДЦ «Охта», а Кунсткамера брать их на хранение отказывается.

Третье. В состав группы по моему предложению включены Олег Иоаннисян и депутат Алексей Ковалев.

Источник

Павел Шапчиц:

1. Договорились о том, что сперва следует решать вопрос о границах объектов, а потом (на этом основании) о консервации, поскольку территория частная, да и стоимость работ кто-то должен возместить. Представители ОЦ указали сумму в 140-150 млн рублей (за засыпку грунтом). Я отношусь к этой сумме критически, надо разобраться детальнее.

2. В качестве ответа на выступление начальника юротдела КГИОП Ж.Г. Трушиной я встрял с вопросом о том, что необходимо определить исчерпывающий перечень документов, которые археологи — обладатели открытого листа по Охтинскому мысу (т.е. Сорокин и Соловьева) должны представить в КГИОП вместе с заявление о выявлении объектов археологического наследия в порядке ст. 45.1 73-ФЗ (действует с июля 2013 года).

Для этого КГИОП взял двухнедельную паузу для того, чтобы определить, возможно ли вообще выявление объектов археологического наследия по ст. 45.1 (и 16.1) 73-ФЗ на основании научной документации, созданной до 2013 года, и на основании открытых листов и исследований, проведенных до 2013 года.

Я полагаю, что может. Закон (ст. 45.1) не имеет обратной силы только в отношении заявлений о выявлении объектов, которые были поданы до 2013 года. А в отношении заявлений о выявлении, поданных на основании п.11 ст.45.1 после вступления этой статьи в силу (но на основании старой научной документации), — имеет.

Более того, эта статья создала обязанность археологов, нарывших когда-то что-то, обладающее признаками археологического ОКН, сделать соответствующие заявления в региональный орган охраны памятников и делать такие заявления впредь в случае обнаружения археологических ОКН.

3. В мае 2016 года пройдет некая конференция с участием московских специалистов о консервации объектов Охтинского мыса. Неясно, зачем нам москвичи, своих специалистов более чем достаточно. Но в любом случае хорошо бы к этому времени принять на гос. охрану отдельные объекты, которые определены решением Куйбышевского райсуда по делу 2-54/2012, в качестве выявленных — на основании заявлений Сорокина и Соловьевой.

4. Было запущено решение вопроса о захоронении на одном из городских кладбищ выкопанных на Охтинском мысу останков и хранящихся в хранилищах ОЦ. Считаю, что если и перезахоранивать (но никак не утилизировать, как предлагали некоторые!), то на территории грунтового могильника в виде маленькой площадки с памятником.

5. В рабочую группу были включены депутат А.А. Ковалев и к.и.н. О.М. Иоаннисян.

Источник

По результатам заседания рабочей группы по Охтинскому мысу