Крупный археологический скандал в Петербурге: эксперты обвиняют экспедицию под руководством Натальи Соловьевой в уничтожении уникальных крепостей на том месте, где планировалось построить «Охта центр». Специалисты уверены, что она занималась исключительно зачисткой территории под небоскреб, а отнюдь не научной деятельностью. В понедельник 25 апреля в Минкульт и Генпрокуратуру ушло письмо Общественной палаты с просьбой проверить эту информацию.
Еще с 1990-х годов территорию Петрозавода изучала Санкт-Петербургская археологическая экспедиция под руководством старшего научного сотрудника Института истории материальной культуры РАН Петра Сорокина. Когда у Газпрома появились планы преобразовать промзону в небоскреб, начались масштабные раскопки. Немалые денежные вливания, о которых с гордостью говорили инициаторы высотного проекта, помогли за относительно короткий период исследовать почти весь квартал.
Однако цели у застройщиков и археологов были диаметрально противоположные: если первые хотели как можно быстрее освободить надел от «обременений», то вторые готовились забрать почти весь охтинский мыс под госохрану.
Источники в институте рассказали, что, несмотря на официальную лояльность, Петр Сорокин препятствовал каждой попытке уничтожения фрагментов Ниеншанца, которые неоднократно предпринимались. Впоследствии это заставило избавиться от неугодного археолога, однако многие представители профессионального сообщества не верили, что найдется хоть один человек, готовый рассмотреть возможность уничтожения уникальных памятников. В конце 2009 года ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» заключило контракт с Натальей Соловьевой, специалиста по энеолиту Туркмении, за что коллеги стали называть ее штрейкбрехером и неоднократно говорили, что методы ее работы нельзя назвать научными.
Заведующий сектором архитектурной археологии Эрмитажа член совета по сохранению культурного наследия Олег Иоаннисян, который внимательно следил за ситуацией на охтинском мысу, пояснил Neva24, что «Сорокин сохранял находящиеся внутри культурного слоя самостоятельные объекты — рвы, валы, бастионы крепостей Ниеншанц и Ландскрона, а Соловьева фактически раскопала на снос остатки этих архитектурных объектов». По словам Иоаннисяна, ни он, ни его коллеги этого не знали, так как «доступа на площадку ни у кого не было».
Уничтожение памятников архитектуры на Лахте проверит прокуратура
Информация появилась в прошлый вторник: на заседении совета Росохранкультуры в Москве ее документально подтвердил представитель экспедиции Соловьевой. «Там, где копала Соловьева, судя по этим материалам, не осталось ничего. А там, где копал Сорокин, сохранилось практически все», — заявил Олег Иоаннисян.
В понедельник 25 марта Общественная палата направила телеграммы министру культуры России Александру Авдееву, губернатору Петерубрга Валентине Матвиенко и генеральному прокурору Юрию Чайке с просьбой проверить информацию о сносе памятников археологии. «В настоящий момент происходит снос уникальных объектов культурного наследия — памятников археологии, выявленных на территории охтинского мыса Санкт-Петербурга, который входит в перечень территорий, находящихся под охраной ЮНЕСКО», — говорится в заявлении.
ОП требует приостановить любые действия на площадке до проведения историко-культурной экспертизы. Сама Наталья Соловьева в комментарии Neva24 с легкостью опровергла заявление Общественной палаты: «Наша экспедиция не работает сейчас на Охте. Никакого сноса объектов сейчас не происходит». И действительно, раскопки там давно завершены. Однако и сведения Олега Иоаннисяна археолог комментировать отказалась, так как «они нигде не опубликованы». В любом случае, подчеркнула Соловьева, ее раскопки «выполнены в соответствии с методикой археологических исследований».
Источник – Neva24