Это статья из раздела «Архив: Охта-центр», посвященного истории борьбы против строительства небоскреба на Охтинском мысу.

Возможное строительство четырехсотметрового небоскреба на Охте заставляет еще раз задуматься: в чем же заключается уникальность Петербурга? В чем его историческая ценность? Из каких элементов складывается узнаваемый образ города? Ответы на эти вопросы кажутся очевидными – и, возможно, поэтому их не всегда просто найти.

Силуэт

Санкт-Петербург – очень большой город. Только его историческая часть занимает около 60 квадратных километров. При этом большинство горожан достаточно хорошо представляет себе его центр и свободно в нем ориентируется. Это происходит благодаря тому, что пространство города имеет сложную, но понятную визуальную структуру.

Попробуйте представить себе 60 квадратных километров пустыни или степи. Да хотя бы 30. Сколько километров монотонного неструктурированного пространства вы вообще можете себе представить? Но стоит появиться в степи дереву или крупному камню – они тут же становятся точками отсчета, помогающими людям осваивать эту территорию. Такие объекты называются «доминантами». Они всегда имеют не только утилитарное, но и символическое значение.

В городах доминантами являются самые важные объекты – соборы, ратуши, дворцы правителей. Как правило, они заметно выше других зданий – таким образом подчеркивается их значимость для города и его жителей. Доминанты создают систему координат, позволяющую людям ориентироваться в городских пространствах, определяющую структуру города и пути его развития. Именно доминанты и составляют в сознании людей образ города, или его силуэт.

Силуэт Петербурга и система его доминат имеют особенную ценность, поскольку они не сложились случайным образом, а были тщательно спланированы. Все основные городские доминанты имеют четкую привязку с планировке улиц: так, башня Адмиралтейства является вершиной «трезубца», состоящего из Невского проспекта, Гороховой улицы и Вознесенского проспекта, а колокольня Петропавловского собора расположена на пересечении оси Московского проспекта (идущего строго с юга на север, по меридиану) и оси Смольного собора (Шпалерной улицы), идущей с востока на запад. Таким образом задается координатная сетка для всего города; именно поэтому колокольня Петропавловского собора является главной доминантой Санкт-Петербурга. Важно и символическое значение этого здания: в нем объединяются духовное начало (религиозное сооружение), светская власть (личный собор и усыпальница императорской семьи) и военная мощь Российской империи (крепость).

Ярким примером осознанного подхода к планированию городских доминант является история строительства Биржи на стрелке Васильевского острова. Первая Биржа, возведенная по проекту Джакомо Кваренги, была расположена боком к набережной, однако по личному приказу Екатерины II уже почти завершенное здание было снесено, и начато строительство нового – по проекту Тома де Томона. Новая Биржа была ориентирована по главному фарватеру Невы – центральной оси главного городского пространства, которое с этого момента стало единым ансамблем. Благодаря такому расположению, Биржа – одна из доминант этого ансамбля, символизирующая экономическую мощь России. Важно и то, что она при этом не является самым высоким зданием даже на стрелке Васильевского острова.

Силуэт Петербурга ценен не только своей продуманностью, но и хорошей сохранностью. В советское время были взорваны десятки церквей, но, по счастью, не создавались новые доминанты (единственное исключение – «Большой дом» на Литейном, вполне адекватный символ новой власти). Многочисленные технические сооружения (трубы заводов и котельных, телебашня) не становились доминантами, поскольку не представляли собой массивные конструкции, не имели привязки к структуре города, а главное – не имели символического значения. Образ города принципиально не изменился.

Небесная линия

Для жителей России Петербург – «окно в Европу». Нас в нем восхищает все, поскольку это единственный европейский по виду и структуре город в России. Однако, в Петербург едут и туристы со всего мира, в том числе и европейцы. Они восхищаются не отдельными зданиями, а городскими пространствами – улицами, площадями, реками. «Как много у вас неба!» – эти слова в той или иной форме произносят почти все гости города.

Неба, действительно, непривычно много для старинного города. Здания не заслоняют друг друга, ширина улиц сравнима с высотой домов или превышает ее, плоский рисунок ландшафта сохраняется в силуэте города. Разумеется, это тоже не случайно. И пропорции улиц, и размеры зданий были заложены в структуру города еще при Петре I. Даже Зимний дворец представляет собой довольно скромное по высоте здание, не доминирующее в ансамбле акватории Невы. Таким образом российские императоры подавали пример «высотной самодисциплины», определившей силуэт города.

Городская среда

Другой характерной – и уникальной – чертой Петербурга является стилевая и временная однородность застройки: подавляющее большинство зданий в историческом центре города построены в относительно короткий период времени — всего за два века. При этом город застраивался сразу большими кусками, в результате чего появились крупные ансамбли зданий одного времени (например, Университетская набережная или набережная Фонтанки напротив Михайловского замка) или даже одного архитектора (например, площадь Островского или площадь Искусств). Это стало возможным благодаря тому, что Петербург, в отличие от других европейских столиц, таких, как Париж или Прага, не имел городской истории до начала XVIII-го века, застраивался стремительно, захватывая огромную территорию, и не подвергался значительной перестройке. Даже здания, разрушенные в годы второй мировой войны, были восстановлены или замещены аналогичными по стилю.

Так сложился и сохранялся уникальный облик Санкт-Петербурга.

Всемирное наследие

В 1989 году исторический центр города вошел в список «Всемирное наследие» ЮНЕСКО с формулировкой «единственное в своем роде и совершенное воплощение на обширном пространстве в течение 200 лет европейской идеи регулярного города, гармонизированного с ландшафтом». В качестве координат объекта были взяты координаты главной доминанты города – колокольни Петропавловского собора. С этого момента сохранение Петербурга стало обязанностью властей не только перед его жителями, но и перед всем человечеством.

Список «Всемирное наследие» был создан ЮНЕСКО в 1978 году. Первоначально его целью было сберечь наиболее ценные объекты культуры от разрушений в случае новой войны. В дальнейшем включенность в этот список значительного повышала туристическую привлекательность таких объектов, а также позволяла получать средства на поддержание памятников из Фонда всемирного наследия. Сейчас список состоит из 987 пунктов, из них 23 расположены в России.

Уничтожение объектов Всемирного наследия наносит огромный удар по международному престижу страны: так, например, разрушение движением «Талибан» гигантских статуй Будды в Бамьяне в 2001 году стало в глазах мировой общественности явным подтверждением того, что талибы – дикие, агрессивные варвары и фанатики, с которыми невозможен поиск разумного компромисса, и послужило моральным оправданием вводу войск НАТО в Афганистан.

Как уничтожить Петербург

Вандализм (уничтожение памятников истории и культуры) не обязательно означает их физическое разрушение. Точно так же вандализмом является разрушение художественной целостности памятников путем добавления к ним несовместимых элементов. Если бы маньяк, обливший кислотой картину Рембранта «Даная» в Эрмитаже в 1985-м году, вместо этого написал на ней краской из баллончика «Punks not dead», его поступок был бы ничем не лучше.

Таким же вандализмом будет и строительство небоскреба в историческом центре Петербурга. Это разрушит силуэт города, создав новую доминанту, не связанную с существующей системой координат. Это разрушит «небесную линию» города, создав современный архитектурный фон для множества зданий, которые по замыслу их создателей должны были рассматриваться на фоне неба, и «заткнув» перспективу у целого ряда улиц в восточной части центра города. Это разрушит и однородность городской среды – эффект будет такое же, как если бы на каждой улице города построили по новому стеклянному зданию.

Если небоскреб будет построен, Петербург потеряет все признаки уникальности, которые делали его объектом Всемирного наследия, и совершенно справедливо будет исключен из этого списка. Официальное предупреждение об этом уже было сделано на 33-й сессии ЮНЕСКО в июле 2009 года. Таким образом, человечество лишится еще одного памятника истории и культуры, а губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко займет достойное место в списке современных вандалов рядом с муллой Омаром и другими религиозными фанатиками.

А что же потеряют сами петербуржцы? Помимо международного престижа и связанных с ним доходов от туризма, мы потеряем нечто более важное – свою национальную идентичность. Формирование идентичности – это еще одна функция, которую выполняет силуэт города: именно с ним, как правило, ассоциируют себя его граждане. И не случайно, например, в столице США Вашингтоне строжайше запрещено строительство любых зданий, изменяющих городской силуэт: его сохранение важно не только для жителей города, но и для всего государства.

А вот и обратный пример: массовое строительство небоскребов в историческом центре Лондона совпало по времени с «деколонизацией» – фактически, с распадом Британской империи. Есть над чем задуматься.

Текст подготовлен по материалам интервью с руководителем архитектурно-планировочной мастерской №1 НИИ ГенПлана Санкт-Петербурга, заслуженным архитетором России Б.В. Николащенко и доцентом СПбГАСУ, экспертом Градостроительного совета Санкт-Петербурга, почетным архитектором РФ В.К. Линовым.


См. также: